Народный Совет принял УПК ДНР и Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» путём альтернативного голосования
24 августа Народный Совет ДНР принял Уголовно–процессуальный кодекс, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законы. До сих пор применялся Уголовно-процессуальный кодекс 1960 года.
Проблема нестыковки норм Уголовного Кодекса ДНР и УПК образца 1960 года была временно урегулирована Постановлением Совета Министров ДНР № 7‑58 от 31.05.2016 «О применении уголовно-процессуального законодательства на территории ДНР в переходный период».
По мнению парламентариев, это всё равно порождало массу разночтений при применении норм уголовно-процессуального законодательства и споров о правомочности отдельных органов исполнительной власти Республики, осуществляющих функции по выявлению и расследованию уголовных преступлений. С принятием собственного республиканского УПК система и полномочия органов дознания и следствия определены на законодательном уровне.
Согласно повестке пленарного заседания, на альтернативное голосование было вынесено два законопроекта с одноименным названием «Уголовно-процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики», предложенные депутатами Народного Совета. Инициатором первого законопроекта выступил председатель Комитета Народного Совета по уголовному и административному законодательству, депутат Алексей Жигулин. Второй законопроект представил заместитель председателя Комитета депутат Сергей Макеев.
Рассмотрев оба законопроекта, депутаты проголосовали за проект, представленный депутатом Сергеем Макеевым, в двух чтениях в целом. Далее Уголовно-процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики будет направлен на подпись Главе ДНР и вступит в силу через 10 дней после опубликования на официальном сайте Народного Совета.
Согласно принятому УПК, подразделения Министерства доходов и сборов (финансово-экономическая полиция) более не являются органами дознания, то есть не имеют права выявлять и расследовать преступления. Данные функции в части преступлений в сфере налогообложения переданы МВД ДНР.
Это, безусловно, должно положительно сказаться на работе правоохранительных органов, так как отныне устраняется дублирование полномочий между ними и чётко определяется, какой орган расследует те или иные категории преступлений.
Одним из положительных моментов в новом УПК является возможность применения меры пресечения в виде залога при совершении подозреваемым, обвиняемым преступлений небольшой и средней тяжести, в том числе экономических.
Положительным нововведением является возможность применения особого (упрощенного) порядка процессуального производства по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности – протокольная форма досудебной подготовки материалов.
Данная форма процессуального производства может применяться по целому ряду не тяжких преступлений, в том числе по частям первым ст. 220, 221 УК ДНР (уклонение от уплаты налогов). То есть, орган дознания будет проводить разбирательство по таким нетяжким преступлениям в течение всего 10 дней, и не будет осуществляться двухмесячное расследование. После проведения такого упрощенного разбирательства дело будет направлено через прокуратуру в суд. Это позволит ускорить процесс разбирательства по этой категории преступлений и уменьшит нагрузку на следственные органы.
В свою очередь, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает чёткий перечень органов, имеющих право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности.
Теперь, согласно закону, на территории ДНР право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется следующим оперативным подразделениям: 1). республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере внутренних дел; 2). республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере государственной безопасности.
Правом осуществлять такую деятельность будут наделены только оперативные подразделения МВД и МГБ ДНР. Работа по усовершенствованию этих законов будет продолжена.